Федеральным законом от 28.05.2022 года 141-ФЗ (вступил в законную силу 08.06.2022) О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Принятым законом существенно ужесточена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренная статьями 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и 20.4 КоАП РФ (Нарушение требований пожарной безопасности).
Новый закон кратно повысил штрафы для лиц, виновных в возникновении лесных пожаров. Значительно увеличены санкции для должностных и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. За ряд правонарушений в области пожарной безопасности административные штрафы для юридических лиц достигают теперь двух миллионов рублей.
Вместе с этим, органы федерального государственного пожарного надзора при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности в рамках выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях всесторонне, полно и объективно выясняют обстоятельства каждого дела.
Предупреждение административных правонарушений является одной из задач законодательства об административных правонарушениях, а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Одним из видов административного наказания, установленных КоАП РФ, является предупреждение. Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Законодательством об административных правонарушениях предусмотрено применение предупреждения, как вида административного наказания, и к лицам, впервые совершившим правонарушения в области пожарной безопасности.
Кроме этого, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В отличие от административного штрафа, который является денежным взысканием, предупреждение не несет финансовой нагрузки для лица, в отношении которого оно применено.
Таким образом, усиливая административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, законодатель с одной стороны подчеркивает важность их соблюдения и неотвратимость быть подвергнутым более строгому административному наказанию, а с другой стороны допускает за впервые совершенные административные правонарушения и при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей применение минимального административного наказания, т.е. предупреждения.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что соблюдение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и своевременное выполнение мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасного состояния объектов защиты, позволит предотвратить риск негативных последствий и исключит применение мер государственного принуждения.
Кроме этого, Федеральным законом от 26.03.2022 70-ФЗ (вступил в законную силу с 06.04.2022), О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в КоАП РФ.
Статья 2.3 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Часть 5 статьи 2.3 КоАП РФ устанавливает, что если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 данного Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Теперь некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (ранее была предусмотрела лишь возможность такой замены).
Вновь введенной статьей 4.1.2 КоАП РФ установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Следует обратить внимание, что указанные правила не применяются при назначении штрафа за административные правонарушения, за совершение которых лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф вышеуказанным субъектам назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере. При этом размер такого штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией для должностного лица.
Изменениям подвергнуты правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4 КоАП РФ).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 статьи 4.4 КоАП РФ.
Добавить комментарий